МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ОПЫТОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ОПЫТОВ
Для установления детьми тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используют элементарные опыты.
Опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие.
Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем, но может быть выдвинуто и самими детьми. Она должна быть ясно и четко сформулирована.
Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.
Дети высказывают суждения – предположения о причинах явления, выбирают способ решения – условия и организацию опыта.
Обсуждение условий опыта проходит под руководством воспитателя.
Все условия в опыте должны быть уравнены, и лишь одно из них, которое влияет на результат опыта, должно быть выделено, показано детям и осознанно ими.
Опыт может проходить и как длительное сравнительное и как кратковременное наблюдение. Поскольку в длительном сравнительном наблюдении результаты отсрочены, необходима фиксация отдельных наиболее характерных этапов опыта в рисунках-схемах. Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.
Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.
Итак, для проведения опыта необходимо:
- Просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу( например, тепло травки под снегом или нет?)
- С целью большей наглядности следует брать 2 объекта: один – опытный, другой – контрольный (напр., одни посевы овса поливать, другие – нет).
- Обязательное руководством опытом: вопросы, предполагающие формирование у ребенка целостного представления об объекте или явлении, побуждающие его рассуждать, объяснять, сравнивать.
- Один и тот же опыт проводится дважды, чтобы дети убедились в правильности выводов, а также с целью привлечения детей, не проявивших интереса к нему в первый раз.
- При проведения опыта предусмотреть все возможное, чтобы не нанести вреда живым объектам.
- Обязательное формулирование выводов, полученных в результате опыта.
|