Пояснительная записка
«Забота о здоровье-это важнейший труд педагога.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы...»
А.В. Сухомлинский
Введение
В настоящее время перед педагогамиДОО остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. У большинства детей имеется аномалия осанки, деформация стоп, увеличивается частота тяжких форм сколиоза. Еще одна причина ухудшение здоровья – снижение двигательной активности. Требования современной педагогики побуждают специалистов к поиску новых подходов к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Необходимо найти эффективные технологии, с использованием приемов и методов обучения, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Именно этим критериям отвечает методика работы с фитболами, большими оздоровительными мячами.
Актуальность создания проекта
Новое, современное спортивное оборудование, имеющееся в ДОУ, натолкнуло на мысль о его применении в оздоровительных целях. Фитбол является уникальным тренажёром. Упражнения на нём способствуют тренировке вестибулярного аппарата, развивают координацию, благотворно влияют на подвижность и эластичность суставов. Физические свойства мяча позволяют ребёнку выполнять множество увлекательных и разнообразных упражнений, так как фитбол может использоваться как тренажёр, как предмет и как утяжелитель.
Фитбол-гимнастика, по сравнению с другими видами занятий аэробикой, дает уникальную возможность тренировки сердечно-сосудистой системы, повышения возможностей организма занимающихся. Это практически единственный вид аэробики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий на фитболах. Занятия фитбол-гимнастикой вызывают большой интерес, как у детей, так и у взрослых. Они уникальны по своему физиологическому воздействию на организм. Яркий, большой мяч, музыкальное сопровождение и многообразие упражнений создают у детей положительный эмоциональный настрой. Эффект от упражнений сидя на мяче сходен с верховой ездой, положительное влияние которой описано Гиппократом. В специальной медицинской литературе езда описывается как один из методов лечения остеохондроза, сколиоза, заболеваний желудочно-кишечного тракта, ишемической болезни сердца, ожирения, простатита, неврастении.
Новизна. Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений как предмет, тренажер или опора.
При использовании мяча как предмета можно выполнять различные общеразвивающие упражнения с фитболом в руках в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа и др.), а так же броски, ловлю, удары об пол(ведение) и др.
Мяч как опора применяется в положении сидя на мяче, в различных исходных положениях лёжа(мяч под спину, под живот, под бок), а так же лёжа на спине мяч под ногами и др.
Можно использовать мячи как ориентир при выполнении различных подвижных игр, эстафет (обежать вокруг мяча и др.),а так же при выполнении различных упражнений(например: в седе ноги врозь при выполнении наклона вперёд дотянуться руками до мяча и др.).
Как амортизатор и тренажёр мяч предназначен для развития силовых способностей мышц рук, ног (зажимы мяча), а так же для развития функции равновесия.
Мяч как отягощение (в руках, ногах) применяется в различных исходных положениях: стоя, лёжа, сидя и др.; для укрепления различных мышечных групп, формирования и коррекции фигуры.
Можно использовать мяч как препятствие для перешагивания, перепрыгивания и различных видов прокатываний через него (на животе: вперёд и назад, в седе: вправо и влево). Фитболы применяются и в качестве массажера как при выполнении упражнений индивидуально, так и в парах. Один занимающийся лежит на животе, другой с мячом в руках выполняет массажные движения по спине, ногам и рукам партнера(прокатывания, постукивания, вибрационные и круговые движения и др.).
Таким образом, фитбол-гимнастика, являющаяся на данный момент инновационным направлением в физического воспитании и оздоровлении детей, сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития ребенка и поэтому взяла тему: «Весёлый фитбол-гимнастика как инновационное средство физического воспитания дошкольников»
Суть метода. Фитбол - гимнастика представляет собой уникальное сочетание ритмических движений на фитболах с музыкой, речевыми, пальчиковыми, подвижными играми и оздоровительными упражнениями, развивает ритмическое чувство, координацию, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъем, радость и удовольствие.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Работая над темой, поставила для себя цель:развитие физических качеств и укрепление здоровья детей, используя эффективность методике комплексного воздействия упражнений фитбол – гимнастики на развитие физических способностей детей дошкольного возраста.
Для реализации данной цели поставила перед собой следующие задачи:
Оздоровительные:
- Укреплять здоровье детей с помощью фитболов
- Развивать силу мышц, поддерживающих правильную осанку
- Способствовать повышению работоспособности организма занимающегося
Образовательные:
- Повысить двигательную активность детей через внедрение комплексов фитбол-гимнастики
- Вооружить занимающихся знаниями о влиянии занятий фитбол-гимнастикой на организм, понятии здорового образа жизни, правилах техники безопасности на занятиях, профилактике травматизма
- Вовлечь родителей и повысить их образовательный уровень в вопросах использования средств физического воспитания в условиях семьи
Развивающие:
- Развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость
- Совершенствовать координацию движений и равновесие
- Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.
- Способствовать развитию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями
Воспитательные:
- Воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях
- Формировать навыки выразительности, пластичности в движениях
- Развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи
- Способствовать развитию воображения, мышления, познавательной активности
- Воспитывать трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели
- Содействовать формированию коммуникативных качеств у детей
Ожидаемые результаты:
У детей:
- Расширится осведомлённость детей о фитбол-гимнастике
- Повысится двигательная активность детей через внедрение комплексов фитбол-гимнастики
- Приобретен практический навык контроля за своей осанкой у старших дошкольников
- Использование фитболов окажет общее стимулирующее влияние на физиологическое состояние ребёнка, повысится эмоциональный фон занятий, что вызовет положительный настрой
У педагогов:
- Расширится осведомлённость педагогов о фитбол-гимнастике
- Будут использование фитбол-гимнастику в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
У родителей:
- Получат представление об использование фитбол-гимнастики в физическом воспитании детей в ДОУ;
- Заинтересуются фитбол-гимнастикой, как средством совместного здорового семейного отдыха;
- Будут применять простейшие упражнения фитбол-гтмнастики;
- Поднимется интерес у родителей к подвижным и спортивным играм с использованием фитбол мячей
|